Осуществление проверок в рамках риск-ориентированного подхода
Применение риск-ориентированного подхода в деятельности надзорных органов предполагает существенную дифференциацию частоты проверок подконтрольных им предприятий в зависимости от установленного класса опасности или категории риска.
Расчет сроков проведения проверок
Частоту проведения проверок в отношении подконтрольных организаций с учетом имеющегося у них риска возникновения нештатных ситуаций надзорное ведомство устанавливает самостоятельно — с учетом, разумеется, рекомендаций Постановления Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». При этом для отсчета начала периода для целей проведения проверок принимаются следующие варианты:
- дата завершения последней проверки планового характера;
- дата государственной регистрации компании;
- иная дата, предусмотренная в этом качестве нормативным актом надзорного органа.
В случае, если установленный нормативным документом ведомства период проведения проверок истекает в текущем году, организация может быть включена в план реализации проверочных мероприятий. При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с со ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» отдельные категории предприятий могут подвергаться более частым плановым проверкам. В частности, к таким предприятиям относятся организации, занятые в:
- здравоохранении;
- образовании;
- социальной сфере;
- теплового снабжения;
- электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Особенности проведения проверок
Действующее законодательство предоставляет контролирующим ведомствам достаточно высокий уровень свободы при определении порядка проведения проверочных мероприятий. В частности, п. 15 Правил, утвержденных Постановлением № 806, позволяет им сокращать стандартную продолжительность проверок планового характера либо отменять проведение выездных проверок в отношении некоторых категорий компаний.
Размещение информации в рамках применения принципов риск-ориентированного подхода
В отношении организаций, которые были отнесены контролирующим органом к первым трем уровням опасности или риска, Постановление № 806 устанавливает специальный порядок информирования общественности о процессе осуществления контроля. В частности, сведения о данных предприятиях, включая определенный для них класс опасности или категорию риска, в обязательном порядке должны быть размещены на официальном веб-ресурсе надзорного ведомства. При этом, однако, в ходе такого размещения необходимо учитывать требования законодательства о соблюдении государственной тайны.
Любое заинтересованное лицо может получить сведения о категории риска или классе опасности, присвоенном конкретной компании, а также основаниям, с применением который такой класс или категория были ей присвоены. Предоставить соответствующую информацию надзорное ведомство обязано не позднее, чем в течение 15 дней с момента обращения заявителя. При этом такие данные выдаются не только о компаниях с высоким риском, указанных на сайте надзорного органа, но и о других организациях, включая имеющие самый низкий
1786